Новости - 1-й Украинско-Польский перелет частных самолетов по Польше и Украине 2004


20 июня 2004 в Польском городе Замосць завершился первый этап 1-й международного перелета частных самолетов по территории Польши и Украины, организованный Всеукраинской организацией "АОПА-Украина" и посвященный ее созданию.


Перелет состоялся по маршруту: Замосць - Жешув - Львов - Киев - Полтава - Сивашское - Коктебель - Кировоград -Киев - Львов - Жешув- Замосць.

Общая длина маршрута порядка 3 000 км13 августа в Киеве, на аэродроме "Наливайковка" завершился второй этап 1-ого международного перелета частных самолетов по территории Польши и Украины. Этот этап, организованный АОПА-Украина, по приглашению АОПА-Польша, в основном, проходил по территории Польши - порядка 2,5 тыс. км от Жещува до Балтики по северной части Польши через Краков и обратно Жешув-Львов-Киев. В перелете приняли участие 5 самолетов: три киевских "А-22", львовский Як-12А и ЯК-18Т из Харькова.
Идея перелета украинских самолетов по Польше возникла еще в прошлом году, когда небольшая компания пилотов на трех "аэропрактовских " самолетах и львовском "Як-12А" пролетела по маршруту от Киева до Коктебеля и обратно. Тогда это еще было просто мечтой. И даже этом году, даже уже оформляя визы в Польском посольстве, трудно было поверить в реальность этой затеи.
А вот уже во Львове, на аэродроме "Цунев", на котором мы проходили пограничный и таможенный контроль, а в GPS и картах(польских авиационных картах) был размечен маршрут до Жешува сомневаться в реальности происходящего уже не приходилось. Сомнения вызывала только погода - низкая облачность и дождик. Хотя прогноз и обнадеживал.
Перелет по Польше - это не туристический или коммерческий тур, а серьезная программа взаимодействия с Польской сторной в сфере развития полетов частной авиации. К тому - же, для украинских пилотов это оказалось своеобразным тренингом перед введением в нашей стране новых "Правил полетов и обслуживания воздушного движения в класссифицированном воздушном прстранстве Украины", соответствующих стандартам IKAO. Сейчас, вернувшись в Киев и заново осмысливая события этого лета , хочется поблагодарить первого секретаря Польского посольства в Украине Марека Пальмовского за помощь в организации этого перелета и поддержку, как во время первого визита польских пилотов на Украину, так и нашего ответного перелета в Польшу. Ведь это был первый подобный прициндент, и проблемных вопросов хватало.
К моменту вылета на Жещув дождь прекратился, облачность немного поднялась, и к одиннадцати часам мы получили разрешение на вылет. Погодные условия на маршруте, особенно над территорией Украины были достаточно напряженными - низкая облачность, срывающийся местами дождь, хотя после пересечения границы условия улучшились.
Кроме Геннадия Хазана все участники перелета впервые пересекали границу Украины по воздуху, в составе экипажа самолета. И конечно для каждого это было по-своему волнующим моментом. Геннадий Хазан уже лет пять летает в Польшу, и на момент перелета он уже приобрел достаточный опыт полетов и ведения радиообмена в Польском воздушном пространстве, имеет свой заработанный авторитет в службе воздушного движения. Это и позволило нашей группе летать без официального лидировщика иностранных бортов. Все переговоры в воздухе с диспетчерами велись на польском языке(хотя было пару случаев когда нам предлагали общение на русском) и только с лидировщиком, остальным четырем экипажам Геннадий ретранслировал указания диспетчеров на русский, естественно через неделю полетов переводить приходилось значительно меньше.

Первая посадка на польской земле - международный аэропорт "Жешув". Сразу после посадки приходит ощущение , что мы уже не в Украине , а в Европе - слишком везде непривычно чисто, даже бетон на стоянке какай-то очень белый и чистый. И капнувшее масло из двигателя видно за версту... Остановка в Жешуве короткая - таможенный и паспортный досмотр, расчеты в офисе, оформление флайт-плана. Пока стояли на стоянке в ожидании вылета познакомились с экипажем польского пассажирского самолета - их похоже одолело любопытство при виде компании разноцветных маленьких самолетов. Погода остается неустойчивой - то светлеет , то наползает низкая облачность. Но теперь давать или не давать "добро" на вылет нам никто не будет. Это уже решение каждого пилота. Каждый принимает решение и отвечает за себя сам. В итоге решение о вылете принято, погода по маршруту известна. Летим на спортивный аэродром города Свидник, это недалеко, всего 135 км.

"Свидник" - типичный аэроклубовский аэродром, при небольшом областном городке. Но по количеству наличной авиационной техники, и ритму полетов не меньше нашего ЦАК. В Свиднике задерживаемся не долго - только заправится и решить куда летим дальше. Пока мы в Польше никакие предварительные заявки подавать уже не надо, только сообщить маршрут. Конечно, заход в зону крупного аэропорта - сюжет более серьезный, но мы пока туда и не заходим. На сегодня намечен еще один маршрут - 396 км до небольшого городка Ватерово -там в эти дни походит Европейский слет АН-2, и мы туда приглашены в качестве гостей. Вылетаем ближе к вечеру, погода прекрасная на всем маршруте, от дождей не осталось и следа. Летим одной группой - ведущий ЯК12А, за ним "пеленгом" три А-22, замыкающий ЯК-18Т. "Тешке" сложнее всех - он относительно группы скоростной, крейсерскую 150 км/ час держать не может, и весь перелет ему приходится накручивать сзади кренделя.
Прямой маршрут Свидник-Ваторово был-бы короче, но нужно обойти зону аэропорта Варшавы. Но даже и не подходя к аэропорту в воздухе ощущается довольно активное движение, -переходя от одного к другому диспечерскому пункту нам сообщают о "соседях" которые летят в нашей зоне, иногда рекомендуют занять определенную высоту. Находясь на маршруте пилот непрерывно получает большой объем информации, который он должен обработать и правильно среагировать.
Заходим на посадку уже перед самим заходом солнца. Специально для нас хозяева включили подсветку полосы. Красивое зрелище. Вся группа села, техника зашвартована. Идем регистрироваться, потом гостиница, долгожданный ужин и сон.
5-8 августа на польском аэродроме Ваторово(Watorowo) проходит 8 Европейский слет самолетов АН-2. В этом году на слет прибыло 11 самолетов АН-2 из 8 стран Европы, хотя рассчитывали на значительно большее количество участников. В связи с нашим прилетом на флагштоках слета был поднят и Украинский флаг. Участники слета - это не просто владельцы Ан-2, а именно любители этих самолетов. Каждый из прилетевших самолетов имел индивидуальную раскраску, свое лицо. Было понятно, что люди слетелись не только полетать, но и пообщаться, решить свои вопросы, встретить старых друзей и просто повидаться.
Программа праздника включала торжественный митинг, групповой полет всех прилетевших АН-2 вокруг окрестных городов, красивейший групповой заход на посадку, торжественный ужин-встречу для участников, вечерние полеты воздушных шаров. И еще день встреч и общений в авиационных клубах, которых в Польше оказывается очень много. Но нашей группе пора было лететь дальше - в эти же дни в 200 километрах от Ватерово проходил еще один авиационный праздник - Летный фестиваль "MAZURU-2004" в городе Кентчин, на который мы тоже получили приглашение.

Днем 6 августа вылетаем по маршруту Ватерово-Кентчин( 225 км, 1час 48 мин) Уже привычным образом, без подачи предварительной заявки, без получения "добра" по метеоусловиям, и подтверждений о прийоме точкой посадки. Конечно, информацию о погоде на маршруте можно получить всегда, как и прочую информационную помощь. Для этого в каждом районе полетов есть известная частота "info" где можно получит все интересующие полетные сведения.
Вылетаем во второй половине дня, ясная солнечная погода, видимость отличная, но при этом нарастает естественная термическая активность. Хотя на высоте выше 600 метров особой болтанки не наблюдается. Взлетали как обычно группой, но после отработанного и слаженного "шоу-полета" одиннадцати Ан-2-х, хотелось показать красивый групповой взлет. Трудно судить, удалось ли это сделать достаточно красиво, но как минимум безопасность и организованность Украинская группа продемонстрировала. Первые минут сорок полета проходят абсолютно спокойно, а потом с лева начинает формироваться внутримассовая гроза. Она вроде и далеко, и с права все чисто, но сверкающие молнии производят впечатление. К тому же наземные диспетчерские пункты о нас совершенно не беспокоятся - трудности с погодой а маршруте это наш вопрос а не их. В итоге благополучно миновали окрестности грозовой деятельности, но снижаясь с эшелона попали в сильную болтанку - даже Як-12 несколько раз достойно тряхануло, "маленьким" досталось значительно больше. Правда потом , на земле пилоты по этому поводу шутили, что если головой до крыши кабины не доставали- значит ничего страшного. При заходе на посадку в зоне аэродрома небольшие осадки, но это нормально. Приятно удивляет дружественный радиообмен - и на маршруте, и в зоне аэродрома. Садимся, заруливаем, и сразу за нами взлетает пара пилотажных ЯК-52. Минут двадцать группового пилотажа производят потрясающее впечатление. Они как взлетели - консоль от консоли метров 7, открутили пилотажный комплекс, так и сели - консоль к консоли. Потом оказалось, что это пилотажная группа из Прибалтики.
Утром в Кентчине начался летный фестиваль - красивый авиационный праздник для небольшого уездного(районного) городка. К 10 часам утра на стоянке аэродрома обнаружилась масса авиационной техники - в основном частные легкие и сверхлегкие самолеты, хозяева которых прилетели на авиационный праздник.
Программа праздника порадовала своим разнообразием и насыщенностью. Целый день Ми-8 с командой десантников демонстрировали свои возможности, индивидуальный пилотаж сменялся групповым - и самолетов и вертолетов. Выступления пилотажных моделей копий самолетов По-2 и Экстра -300 никого не оставило равнодушными. Тем более, что настоящий Экстра -300 целый день крутил пилотаж высочайшего уровня, давно невиданного на Украинских авиашоу. А показательное выступление прибалтийской "двойки" наполнило сердца гордостью за нашу бывшую советскую авиацию и причастность к ней.
А нашей группе в этот день достался соракаминутный экскурсионный полет по живописным окрестностям Кентчина. Праздничный день на аэродроме завершался танцевальной программой, ужином -фуршетом для участников и шикарнейшим фейерверком.
Второй день праздника состоял из не менее насыщеной летной программы и красивого вечернего шоу (в Польше это называется "импрезо"), но это зрелище нам не досталось, ибо 8 августа наш маршрут лежал на север, к Балтике.

 


20/06/2004

Личный кабинет


Забыли?